Одна из концепций домашнего кинотеатра, которая может сбить с толку потребителей, – это то, что означают термины 5.1, 6.1 и 7.1 в отношении окружающего звука, спецификаций ресивера для домашнего кинотеатра и описания саундтреков к фильмам DVD/Blu-ray Disc.
Все о сабвуфере
Когда вы видите, что ресивер домашнего кинотеатра, система домашнего кинотеатра или звуковая дорожка диска DVD/Blu-ray описываются терминами 5.1, 6.1 или 7.1, первое число относится к числу каналов, которые присутствуют в звуковой дорожке, или к числу каналов, которые может обеспечить приемник домашнего кинотеатра. Эти каналы воспроизводят полный диапазон звуковых частот, от высоких частот до нормального звучания низких частот. Это число обычно указывается как 5, 6 или 7, но вы также можете найти на некоторых ресиверах домашнего кинотеатра, оно может быть выше 9 или 11.
Однако в дополнение к 5, 6, 7 или более каналам также присутствует другой канал, который воспроизводит только крайне низкие частоты. Этот дополнительный канал называется каналом низкочастотных эффектов (LFE).
Канал LFE обозначен в спецификациях саундтрека к ресиверу домашнего кинотеатра или DVD/Blu-ray с термином .1. Это связано с тем, что воспроизводится только часть спектра звуковых частот. Хотя эффекты LFE чаще всего встречаются в боевиках, приключенческих и научно-фантастических фильмах, они также присутствуют во многих записях поп, рок, джаз и классическая музыка.
Кроме того, для прослушивания канала LFE требуется использование специального динамика, называемого сабвуфером. Сабвуфер предназначен только для воспроизведения предельно низких частот и обрезания всех других частот выше определенной точки, обычно в диапазоне от 100 Гц до 200 Гц.
Итак, в следующий раз вы увидите термины, описывающие приемник/систему домашнего кинотеатра или звуковую дорожку DVD/Blu-ray, как включающие Dolby Digital 5.1, Dolby Digital EX (6.1), Dolby TrueHD 5.1 или 7.1, DTS 5.1, DTS-ES (6.1 ), DTS-HD Master Audio 5.1 или 7.1, или PCM 5.1 или 7.1, вы будете знать, что означают термины.
.2 Исключение
Хотя обозначение .1 является наиболее распространенным обозначением для представления канала LFE, вы также натолкнетесь на приемники для домашнего кинотеатра, помеченные как имеющие каналы 7.2, 9.2, 10.2 или даже 11.2. В этих случаях обозначение .2 означает, что эти ресиверы имеют два выхода на сабвуфер. Вам не нужно использовать оба, но это может пригодиться, если у вас очень большая комната, или вы используете сабвуфер с более низкой выходной мощностью, чем вы хотите.
Фактор Долби Атмос
Чтобы еще больше усложнить ситуацию, если у вас есть ресивер для домашнего кинотеатра с поддержкой Dolby Atmos и настройка объемного звука, обозначения колонок обозначаются немного по-другому. В Dolby Atmos вы столкнетесь с настройками каналов/динамиков, помеченными как 5.1.2, 5.1.4, 7.1.2 или 7.1.4.
В номенклатуре Dolby Atmos первое число относится к традиционной 5- или 7-канальной горизонтальной конфигурации громкоговорителей, второе число представляет собой сабвуфер (если вы используете 2 сабвуфера, среднее число может быть 1 или 2), а третье число относится к числу вертикальных или высотных каналов, которые представлены либо потолочными, либо вертикально расположенными динамиками.
Действительно ли канал .1 необходим для объемного звука?
Возникает вопрос: нужен ли вам сабвуфер, чтобы получить преимущества канала .1?
Ответ – Да и Нет. Как обсуждалось ранее, канал .1 и сабвуфер предназначены для получения наименьших частот, присутствующих в звуковой дорожке, которая закодирована с этой информацией.
Тем не менее, есть много потребителей, у которых большие левые и правые основные колонки, стоящие на полу, фактически воспроизводят довольно хорошие басы через «стандартные» низкочастотные динамики.
При таком типе настройки вы можете указать ресиверу домашнего кинотеатра (через его меню настройки), что вы не используете сабвуфер, и посылать низкие низкие частоты, чтобы сабвуферы в левой и правой колонках выполняли эту задачу.
Тем не менее, возникает вопрос, действительно ли эти низкочастотные динамики в ваших напольных громкоговорителях воспроизводят низкочастотные басы или они могут делать это с достаточной громкостью. Другим фактором является то, достаточно ли мощности вашего домашнего кинотеатра для воспроизведения низких частот.
Если вы считаете, что этот вариант будет работать для вас, лучше всего выполнить собственные тесты прослушивания на умеренных уровнях громкости. Если вы удовлетворены результатом, это нормально – но если вы не удовлетворены, вы можете воспользоваться 1. выходом предварительного усилителя сабвуфера на ресивере домашнего кинотеатра.
Еще один интересный вариант, который следует отметить, заключается в том, что, хотя в большинстве случаев вам нужен отдельный сабвуфер для этих экстремально низких низких частот, существует определенное количество напольных громкоговорителей от компаний, таких как Definitive Technology, которые фактически включают в себя мощные сабвуферы, которые можно использовать для .1 или.2 канала прямо в напольные динамики.
Это очень удобно, так как обеспечивает меньше помех для динамика (вам не нужно искать отдельное место для сабвуфера). С другой стороны, для части сабвуфера динамика все еще требуется, чтобы вы подключили выход сабвуфера от ресивера к динамику, в дополнение к соединениям для остальных динамиков, и его необходимо подключить к источнику переменного тока для работы. Вы управляете сабвуферами в колонках такого типа, как если бы они были отдельными коробками сабвуфера.
Суть
Термин .1 является важным элементом домашнего кинотеатра и объемного звучания, который реализуется благодаря наличию канала сабвуфера. Существует несколько способов управления каналом – с помощью отдельного сабвуфера, направлением сигнала сабвуфера в напольные громкоговорители или с помощью напольных громкоговорителей, которые фактически имеют встроенные сабвуферы с питанием. Выбранный вами вариант – ваш выбор, но тогда, если вы не воспользуетесь каналом .1, вы пропустите полный объемный звук.