Что такое объемный звук
Объемный звук – это термин, применяемый к нескольким типам форматов, которые позволяют слушателю воспринимать звук с разных направлений в зависимости от исходного материала.
С середины 1990-х годов объемное звучание стало неотъемлемой частью домашнего кинотеатра, и благодаря этому появилось множество форматов объемного звука на выбор.
Крупные игроки в пейзаже объемного звучания
Основными игроками в пейзаже объемного звука являются Dolby и DTS, но были и есть другие, такие как Auro Audio Technologies. Кроме того, почти каждый производитель ресиверов для домашнего кинотеатра имеет дополнительные сторонние партнерские отношения с одной или несколькими из этих компаний, которые также предлагают свои собственные дополнительные повороты для улучшения вашего окружающего звучания.
Что нужно для доступа к объемному звучанию
Для получения объемного звука вам необходим совместимый ресивер для домашнего кинотеатра, поддерживающий минимальную 5.1-канальную акустическую систему, предусилитель/процессор AV в сочетании с многоканальным усилителем и динамиками, систему «домашний кинотеатр в коробке» или звуковую панель.
Тем не менее, количество и тип колонок или звуковой панели, которые вы используете в своей настройке, являются лишь одной частью уравнения. Чтобы использовать преимущества объемного звука, вам также необходимо получить доступ к аудиоконтенту, который ваш ресивер домашнего кинотеатра или другое совместимое устройство может декодировать или обрабатывать.
Декодирование объемного звука
Один из способов получить доступ к объемному звуку – это процесс кодирования/декодирования. Этот метод требует, чтобы сигнал объемного звука смешивался, кодировался и помещался на диск или потоковый аудиофайл поставщиком контента (таким как киностудия). Кодированный сигнал объемного звука должен быть прочитан совместимым устройством воспроизведения (Ultra HD Blu-ray, Blu-ray, DVD) или медиа-стримером (Roku Box, Amazon Fire, Chromecast).
Затем проигрыватель или стример отправляет этот кодированный сигнал через цифровое оптическое/коаксиальное или HDMI-соединение на ресивер для домашнего кинотеатра, процессор предусилителя AV или другое совместимое устройство, которое может декодировать сигнал, и распространять его по соответствующим каналам и динамикам, чтобы он мог быть услышанным слушателем.
Примеры форматов объемного звука, которые попадают в эту категорию, включают: Dolby Digital, EX, Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, Dolby Atmos, DTS Digital Surround, DTS 92/24, DTS-ES, DTS-HD Master Audio, DTS: X, и Auro 3D Audio.
Обработка объемного звука
Другой способ получить доступ к объемному звуку – это обработка объемного звука. Это отличается тем, что, хотя вам нужен домашний кинотеатр, AV-процессор или звуковая панель для доступа к нему, он не требует какого-либо специального процесса кодирования на передней панели.
Вместо этого обработка объемного звука выполняется приемником домашнего кинотеатра (и т. Д.), Считывающим входящий аудиосигнал (который может быть аналоговым или цифровым), а затем ищущим уже встроенные сигналы, которые показывают, где эти звуки могут быть размещены, если он были в закодированном формате объемного звука.
Хотя результаты не так точны, как объемный звук, использующий систему кодирования/декодирования, контент не должен быть ранее закодирован в объемном звуке.
Что хорошо в этой концепции, так это то, что вы можете принимать любой двухканальный стереосигнал и «микшировать» его до 4, 5, 7 или более каналов в зависимости от используемого формата обработки объемного звука.
Если вы когда-нибудь задумывались о том, какие у вас старые ленты VHS Hifi, аудиокассеты, компакт-диски, виниловые пластинки и даже стереофонические FM-радиопередачи, как в режиме объемного звука, вам подойдет обработка объемного звука.
Некоторые форматы обработки объемного звука, которые включены во многие ресиверы домашнего кинотеатра и другие совместимые устройства, включают Dolby Pro-Logic (до 4 каналов), Pro-Logic II (до 5 каналов), IIx (может повышать микширование 2-канального звука до до 7 каналов или 5.1-канальных кодированных сигналов до 7.1 каналов) и Dolby Surround Upmixer (который может повышать микширование с 2, 5 или 7 каналов до Dolby Amos-подобного объемного звучания с двумя или более вертикальными каналами).
На стороне DTS есть DTS Neo: 6 (может повышать микширование двух или 5 каналов до 6 каналов), DTS Neo: X (может повышать микширование 2, 5 или 7 каналов до 11,1 каналов), и DTS Neural: X (который работает таким же образом, как микшер Dolby Atmos).
Другие режимы обработки объемного звука включают Audyssey DSX (может расширять 5.1-канальный декодированный сигнал, добавляя дополнительный широкий канал или фронтальный канал высоты или оба.
Auro 3D Technologies также предоставляет свой формат обработки звука, который работает так же, как и микшеры Dolby Surround и DTS Neural: X.
Даже THX предлагает режимы обработки объемного звука, разработанные для оптимизации прослушивания фильмов, игр и музыки в домашнем кинотеатре.
Как вы можете видеть, существует множество вариантов декодирования и обработки объемного звука, в зависимости от марки/модели вашего домашнего кинотеатра, ресивера или звуковой панели, но это еще не все.
В дополнение к вышеперечисленным форматам декодирования и обработки объемного звука некоторые домашние кинотеатры, AV-процессоры и производители звуковых панелей добавляют свой собственный вкус к таким форматам, как Anthem Logic (Anthem AV) и Cinema DSP (Yamaha).
Виртуальный объемный
Хотя вышеупомянутые форматы декодирования и обработки объемного звучания прекрасно работают для систем с несколькими динамиками, в Sound Bars необходимо использовать что-то другое – именно здесь появляется виртуальный объемный звук. Виртуальный объемный звук позволяет использовать звуковую панель или другую систему (иногда предлагаемую в домашнем кинотеатре). Приемник в качестве еще одной опции), который обеспечивает “объемное звучание” при прослушивании всего двумя динамиками (или двумя динамиками и сабвуфером).
Известный под несколькими именами (в зависимости от марки звуковой панели) Phase Cue (Zvox), Circle Surround (SRS/DTS – Circle Surround может работать как с некодированными, так и с закодированными источниками), S-Force Front Surround (Sony), AirSurround Xtreme (Yamaha ) и Dolby Virtual Speaker (Dolby), виртуальное объемное звучание на самом деле вовсе не является истинным объемным звуком, а представляет собой группу технологий, которые, используя сдвиг фазы, задержку звука, отражение звука и другие методы, заставляют ваши уши думать, что вы испытывают объемный звук.
Виртуальное объемное звучание может работать одним из двух способов: оно может принимать двухканальный сигнал и обрабатывать звук, похожий на объемный, или может принимать входящий 5.1-канальный сигнал, микшировать его до двух каналов и затем использовать эти сигналы. чтобы обеспечить объемное звучание, используя только два доступных динамика, с которыми он должен работать.
Еще одна интересная особенность Virtual Surround – это то, что его можно использовать для прослушивания объемного звука в наушниках. Два примера – это тихий кинотеатр Yamaha и наушники Dolby.
Улучшение атмосферы
Объемный звук может быть дополнительно дополнен реализацией Enhancement. На большинстве ресиверов домашнего кинотеатра предусмотрены дополнительные настройки улучшения звука, которые могут добавить атмосферу для прослушивания объемного звука, независимо от того, декодируется ли исходный контент или обрабатывается.
Усовершенствование атмосферы коренится в использовании реверберации для имитации большей зоны прослушивания в 60-х и 70-х годах (часто используемой в автомобильной аудиосистеме), но, честно говоря, применяемая в то время, может быть очень раздражающей.
Тем не менее, способ, которым контент реверберации реализуется в наши дни, осуществляется через режимы звука или прослушивания, предоставляемые на многих ресиверах домашнего кинотеатра и процессорах AV. Режимы добавляют более специфические подсказки окружения, которые должны быть адаптированы для конкретных типов контента или имитировать окружение и акустические свойства конкретных комнатных сред.
Например, могут быть предусмотрены режимы прослушивания для фильмов, музыки, игр или спортивного контента, а в некоторых случаях они становятся еще более специфичными (фантастический фильм, приключенческий фильм, джаз, рок и т. Д.).
Тем не менее, это еще не все. Некоторые домашние кинотеатры также включают в себя настройки, имитирующие акустику помещений, такие как кинотеатр, аудитория, арена или церковь.
Последний штрих, доступный на некоторых высококачественных приемниках для домашнего кинотеатра, – это возможность пользователям дополнительно настраивать предварительно установленные настройки режима прослушивания/окружения вручную, чтобы обеспечить лучший результат, регулируя такие факторы, как размер комнаты, задержка, живость и время реверберации.
Суть
Как видите, Surround Sound – это больше, чем просто ключевая фраза. В зависимости от вашего доступного контента, устройства воспроизведения и характеристик комнаты, есть много вариантов прослушивания, которые могут быть доступны и адаптированы к вашим потребностям и предпочтениям.