- Краткое краткое изложение форматов объемного звука, доступных для домашнего кинотеатра
- Audyssey DSX
- Auro 3D Audio
- Dolby Atmos
- Dolby Digital, Dolby Digital EX, Dolby Digital Plus
- Dolby Pro Logic, Прологик II и IIX
- Dolby Pro Logic IIz
- Dolby TrueHD
- Dolby Virtual Speaker
- DTS (также называемый DTS Digital Surround)
- DTS 96/24
- DTS Circle Surround и Circle Surround II
- DTS-ES
- DTS-HD Master Audio
- ДТС Нео: 6
- DTS Neo: X
- DTS: X
- DTS Virtual: X
Краткое краткое изложение форматов объемного звука, доступных для домашнего кинотеатра
Объемный звук является неотъемлемой частью домашнего кинотеатра. В следующем списке приведены основные используемые форматы объемного звука. Форматы перечислены в алфавитном порядке, сопровождаются кратким объяснением со ссылкой на полные статьи для подробной настройки и технических деталей.
Кроме того, чтобы глубже изучить историю и основы объемного звука, а также то, что вам действительно нужно для доступа к нему, обратитесь к нашим сопутствующим статьям:
- Объемный звук – аудио сторона домашнего кинотеатра
- Что такое объемный звук и как его получить?
Audyssey DSX
Audyssey DSX (Dynamic Surround Expansion) – это формат обработки объемного звука, который позволяет добавлять фронтальные динамики вертикальной высоты, но также включает в себя добавление левого/правого широких динамиков, расположенных между передними левым и правым и левым и правым динамиками объемного звучания. Контент, закодированный в этом формате, отсутствует, вместо этого ресивер для домашнего кинотеатра, который включает Audyssey DSX, анализирует встроенные звуковые сигналы в 2,5 или 7-канальной звуковой дорожке и расширяет звуковое поле до конкретной используемой схемы расположения динамиков.
Auro 3D Audio
На временной шкале объемного звучания домашнего кинотеатра Auro 3D Audio является самым молодым форматом, доступным для потребителей, но его сложнее всего настроить.
Auro 3D Audio – это потребительская версия 11,1-канальной системы объемного звучания Barco Auro, используемой в некоторых коммерческих кинотеатрах.
В области домашнего кинотеатра Auro 3D Audio является конкурентом форматов объемного звука Dolby Atmos и DTS: X.
Auro 3D Audio начинается с 5.1-канального слоя громкоговорителей и сабвуфера, а затем, прямо над этим расположением громкоговорителей (над положением прослушивания), находится еще один набор передних громкоговорителей и громкоговорителей объемного звучания (что означает двухслойное расположение громкоговорителей). 1 и уровень 2.
Кроме того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами Audio 3D Audio, вам необходимо включить один потолочный динамик, который расположен прямо над местом прослушивания. Эта добавленная опция называется каналом VOG (Голос Бога). Общее количество динамиков (не включая сабвуфер) составляет 10.
Auro 3D Audio – это формат декодирования и обработки. Если диск Blu-ray или другой совместимый источник контента кодируется с помощью звука Auro 3D, и ваш ресивер для домашнего кинотеатра имеет необходимый декодер, он будет распространять звук по назначению. Однако система Auro 3D Audio также включает в себя повышающий микшер, так что вы можете получить некоторые преимущества Audio 3D Audio в стандартном 2, 5 и 7-канальном контенте.
Доступ к формату Auro 3D Audio доступен только на некоторых высококачественных ресиверах для домашнего кинотеатра и процессорах предусилителя AV.
Dolby Atmos
Dolby Atmos – это конфигурация объемного звука, представленная в 2012 году, первоначально как коммерческий формат звука кинотеатра, который обеспечивает до 64 каналов объемного звука, объединяя передние, боковые, задние, задние и верхние динамики. Формат кодирования объемного звука Dolby Atmos разработан для обеспечения полного погружения в объемное звучание.
Адаптированный для использования в домашнем кинотеатре Dolby Atmos доступен в некоторых выпусках дисков Blu-ray и Ultra HD Blu-ray и предоставляет несколько вариантов настройки колонок (в зависимости от марки/модели ресивера домашнего кинотеатра), для которых может потребоваться 7, 9 или Всего 11 каналов (это намного меньше, чем 64!).
Для достижения наилучших результатов рекомендуется использовать потолочные динамики для высотных каналов. Однако Dolby в сотрудничестве с несколькими производителями домашних кинотеатров разработали стандарты для колонок с вертикальным включением, которые могут быть встроены как в книжную полку, так и в напольную конструкцию, или в виде отдельных модулей, которые могут быть установлены поверх самых современных книжных полок или напольных колонок.
Dolby Digital, Dolby Digital EX, Dolby Digital Plus
Dolby Digital – это система цифрового кодирования аудиосигналов, которую можно декодировать с помощью приемника или предварительного усилителя с помощью декодера Dolby Digital.
Dolby Digital часто называют 5.1-канальной системой объемного звучания. Однако следует отметить, что термин «Dolby Digital» относится к цифровому кодированию аудиосигнала, а не к тому, сколько каналов у него есть. Другими словами, Dolby Digital может быть однотонным, 2-канальным, 4-канальным или 5.1-канальным. Тем не менее, в своих наиболее распространенных приложениях Dolby Digital 5.1 часто называют просто Dolby Digital.
Dolby Digital EX основан на технологии, уже разработанной для Dolby Digital 5.1. Этот процесс добавляет третий канал объемного звучания, который размещается непосредственно за слушателем.
Другими словами, у слушателя есть и фронтальный центральный канал, и, с Dolby Digital EX, тыловой центральный канал. Если вы теряете счет, каналы помечаются: Левый фронт, Центр, Правый фронт, Тыловой левый, Тыловой правый, Сабвуфер, с тыловым центральным тылом (6.1) или Тыловой левый и Тыловой правый тыл (который на самом деле будет одиночным канал – с точки зрения декодирования Dolby Digital EX). Для этого требуется другой усилитель и специальный декодер в A/V Surround Receiver.
Dolby Digital Plus расширяет семейство Dolby Digital до 7.1 каналов. Это означает, что в дополнение к левому и правому динамикам объемного звучания он обеспечивает возможность размещения пары левого и правого задних динамиков объемного звучания.
Звуковые дорожки Dolby Digital и EX доступны на DVD, дисках Blu-ray и некотором потоковом контенте, в то время как Dolby Digital Plus доступен на Blu-ray и некотором потоковом контенте.
Dolby Pro Logic, Прологик II и IIX
Dolby Pro Logic извлекает выделенный центральный канал и тыловой канал из двухканального контента. Центральный канал более точно центрирует диалог (для полного эффекта требуется динамик центрального канала) в саундтреке к фильму. Кроме того, есть тыловой канал, но, хотя тыловой канал объемного звучания использует два динамика, они все еще пропускают монофонический сигнал, ограничивая тональные сигналы движения сзади и спереди и из стороны в сторону.
Dolby Pro Logic II – это технология обработки объемного звука, разработанная совместно Jim Fosgate и Dolby Labs.
Технология Dolby Pro-Logic II позволяет создавать «симулируемую» 5.1-канальную среду объемного звучания из любого двухканального источника (например, стерео CD и виниловых пластинок), а также из 4-канального сигнала Dolby Surround.
Несмотря на отличие от Dolby Digital 5.1 или DTS (обсуждаемых далее в этом списке), в котором каждый канал проходит свой собственный процесс кодирования/декодирования, Pro Logic II эффективно использует матрицу, чтобы обеспечить адекватное представление 5.1 стереофонического фильма или музыкальный саундтрек.
Dolby Pro Logic IIx – это усовершенствование Dolby Pro-Logic II, которое включает в себя добавление двух обратных каналов в дополнение к 5.1-канальным Dolby Pro-logic II, что делает Dolby Pro-logic IIx 7.1 система обработки объемного звука.
Dolby Pro Logic IIz
Dolby Pro Logic IIz – это формат обработки объемного звука, предшествующий Dolby Atmos. В отличие от Dolby Atmos, контент не обязательно должен быть специально закодирован, а это значит, что любые 2, 5 или 7 канальные источники могут быть полезны. Dolby Pro Logic IIz предлагает возможность добавить еще две фронтальные колонки, которые расположены над левой и правой основной колонкой. Эта функция добавляет «вертикальный» или верхний компонент к окружающему звуковому полю (отлично подходит для эффектов дождя, вертолета, полета самолета). Dolby Prologic IIz может быть добавлен к 5.1-канальной или 7.1-канальной настройке.
Yamaha предлагает аналогичную технологию на некоторых своих домашних кинотеатрах, называемых Presence.
Dolby TrueHD
Dolby TrueHD – это формат кодирования объемного звука высокого разрешения на цифровом уровне, который поддерживает до 8 каналов декодирования объемного звучания и по битам идентичен мастер-записи студии. Dolby TrueHD – это один из нескольких аудиоформатов, разработанных и используемых в формате Blu-ray Disc и ранее в уже снятом с производства формате HD-DVD. Dolby TrueHD поставляется с Blu-ray Disc или других совместимых устройств воспроизведения через интерфейс подключения HDMI.
Dolby Virtual Speaker
Dolby Virtual Speaker разработан для создания довольно точного звучания, которое создает иллюзию того, что вы слушаете полную акустическую систему объемного звучания, но используете только две колонки и сабвуфер.
Dolby Virtual Speaker, при использовании со стандартными стереоисточниками, такими как CD, создает более широкую звуковую сцену. Однако, когда стереофонические источники объединяются с воспроизводимыми в формате Dolby Digital DVD, динамик Dolby Virtual создает 5.1-канальное звуковое изображение, используя технологию, которая учитывает отражение звука и то, как люди слышат звук в естественной среде, позволяя воспроизводить сигнал объемного звука. без необходимости пять, шесть или семь ораторов.
DTS (также называемый DTS Digital Surround)
DTS – это 5.1-канальный формат объемного звука для кодирования и декодирования, аналогичный Dolby Digital 5.1, но DTS использует меньшее сжатие в процессе кодирования. В результате многие считают, что DTS имеет лучший результат на конце прослушивания.
Кроме того, хотя Dolby Digital в основном предназначен для звукового сопровождения фильма, DTS также используется для микширования и воспроизведения музыкальных исполнений.
Для доступа к закодированной в DTS информации на компакт-дисках и DVD-дисках у вас должен быть ресивер или предварительный усилитель для домашнего кинотеатра со встроенным декодером DTS, а также проигрыватель компакт-дисков и/или DVD-дисков с проходом DTS.
DTS 96/24
DTS 96/24 – это не столько отдельный формат объемного звучания, сколько «расширенная» версия DTS 5.1, которая может быть закодирована на DVD. Вместо стандартной частоты дискретизации 48 кГц DTS используется частота дискретизации 96 кГц. Также стандартная 16-битная глубина, битовая глубина расширена до 24 бит.
Что означает все вышеперечисленное, то в звуковую дорожку встроено больше аудиоинформации, что приводит к большей детализации и динамике при воспроизведении на устройствах, совместимых с 96/24, включая большинство ресиверов для домашнего кинотеатра.
Кроме того, даже если ваше исходное устройство или ресивер для домашнего кинотеатра несовместимы с 96/24, это не проблема, поскольку несовместимые устройства могут по-прежнему иметь доступ к частоте дискретизации 48 кГц и глубине 16 бит, которые присутствуют в звуковой дорожке.
DTS Circle Surround и Circle Surround II
В то время как Dolby Digital и DTS приближаются к окружающему звуку с направленной точки зрения (специфические звуки, исходящие от определенных колонок), Circle Surround подчеркивает погружение звука.
Обычный источник 5.1 кодируется до двух каналов, затем перекодируется обратно в 5.1 каналы и перераспределяется обратно на 5 динамиков (плюс сабвуфер) таким образом, чтобы создать более захватывающий звук без потери направленных сигналов оригинального 5.1. канал исходного материала.
Circle Surround обеспечивает улучшение Dolby Digital и аналогичного материала источника объемного звучания без ухудшения первоначального замысла микширования объемного звука.
В Circle Surround II добавлен дополнительный тыловой центральный канал, обеспечивающий привязку к звукам, исходящим непосредственно из слушателя.
DTS-ES
DTS-ES относится к двум 6.1-канальным системам кодирования/декодирования окружающего звука, DTS-ES Matrix и DTS-ES 6.1 Discrete.
DTS-ES Matrix может создать центральный тыловой канал из существующего материала, закодированного в DTS 5.1, в то время как DTS-ES 6.1 Discrete требует, чтобы воспроизводимое программное обеспечение уже имело DTS-ES 6.1 Discrete soundtrack. DTS-ES и DTS-ES 6.1. Дискретные форматы обратно совместимы с 5.1-канальными приемниками DTS и DVD-дисками в кодировке DTS.
Эти форматы редко используются на DVD и практически отсутствуют на дисках Blu-ray.
DTS-HD Master Audio
Как и Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio является цифровым форматом объемного звука высокой четкости, который поддерживает до 8 каналов декодирования объемного звука с расширенным динамическим диапазоном, более широкой частотной характеристикой и более высокой частотой дискретизации, чем другие стандартные форматы DTS.
DTS-HD Master Audio – это один из нескольких аудиоформатов, разработанных и используемых Blu-ray Disc, и ныне снятый с производства формат HD-DVD. Чтобы получить доступ к DTS-HD Master Audio, он должен быть закодирован на диск Blu-ray или другой совместимый мультимедийный формат и доставлен через интерфейс подключения HDMI на ресивер домашнего кинотеатра, который имеет встроенный декодер объемного звука DTS-HD Master Audio.
ДТС Нео: 6
DTS Neo: 6 – это формат объемного звука, который работает аналогично Dolby Prologic II и IIx (упоминалось ранее в этой статье). Если у вас есть ресивер для домашнего кинотеатра, который включает обработку звука DTS Neo: 6, он извлечет 6,1-канальное поле (спереди, по центру, справа, слева и справа, по центру сзади) из существующего аналогового двухканального материала, такого как стерео CD, виниловая пластинка, или саундтрек к фильму в стерео или телевизионная трансляция. Кроме того, даже несмотря на то, что DTS Neo: 6 является шестиканальной системой, центральный тыловой канал можно разделить между двумя динамиками.
DTS Neo: X
DTS Neo: X был первоначально представлен DTS как противостояние форматам объемного звука Dolby ProLogic IIz и Audyssey DSX. DTS Neo: X представляет собой 11,1-канальный формат объемного звучания.
Этот формат не требует микширования звуковых дорожек специально для 11,1-канального звукового поля. Процессор DTS Neo: X предназначен для поиска сигналов, уже присутствующих в стереофонических, 5.1 или 7.1-канальных звуковых дорожках, которые могут выиграть от размещения в расширенном звуковом поле, которое включает фронтальную высоту и широкие каналы.
DTS Neo: X также можно масштабировать для работы в 9,1 или 7,1-канальной среде, и вы обнаружите, что некоторые приемники для домашнего кинотеатра, поддерживающие DTS Neo: X, включают в себя опции каналов 7,1 или 9,1. В этих типах установок дополнительные каналы «свернуты» с существующей схемой каналов 9.1 или 7.1, а также не столь эффективны, как желаемая настройка каналов 11.1, они обеспечивают расширенный объемный звук по сравнению с типичными 5.1, 7.1 или 9.1 макет канала.
DTS отказался от Neo: X на ресиверах домашнего кинотеатра, которые совместимы с форматом объемного звука DTS: X, который обсуждается далее.
DTS: X
Разработанный в параллельной временной шкале и имеющий некоторое сходство с Dolby Atmos, формат окружающего звука DTS: X представляет собой формат декодирования окружающего звука, в котором звуковые объекты могут быть размещены в трехмерном пространстве, а не просто назначены определенным каналам или динамикам.
Несмотря на то, что для DTS: X требуется кодированный контент (Blu-ray или Ultra HD Blu-ray), для него не требуется особая схема расположения динамиков, например Dolby Atmos. Хотя он может нормально работать с настройкой динамиков Dolby Atmos, и большинство ресиверов домашнего кинотеатра, которые включают Dolby Atmos, также включают DTS: X (иногда требуется обновление прошивки).
Правильно оборудованная настройка домашнего кинотеатра с функцией декодирования звука DTS: X отобразит декодированный сигнал DTS: X на 2.1, 5.1, 7.1 или любую из нескольких настроек динамиков Dolby Atmos.
DTS Virtual: X
DTS Virtual: X – это инновационный формат обработки объемного звука, который проецирует звуковое поле высоты/уровня звука без необходимости добавления дополнительных динамиков. Используя сложные алгоритмы, ваши уши вводятся в заблуждение относительно высоты слуха, над головой и даже заднего окружающего звука.
Хотя он не так эффективен, как фактическая физическая высота колонок, он сокращает помехи от колонок.
DTS Virtual: X может повысить высоту как двухканального стерео, так и многоканального контента источника объемного звука. Лучше всего подходит для использования в звуковых панелях, где все динамики размещены в одном корпусе. Тем не менее, он может применяться в домашних кинотеатрах.